
Создание качественного визуального контента — будь то фотопортрет, интервью или запись подкаста — требует глубокого понимания работы со светом. Правильная световая схема способна преобразить картинку, выделить нужные детали и создать определенное настроение. В этой статье мы разберем основы настройки света с использованием популярного и профессионального оборудования: импульсных приборов Godox DP600 IIIV для фото и светодиодных Aputure для видео.
Портрет — это искусство передачи не только внешности, но и характера человека. Свет играет в этом ключевую роль.
Godox DP600 IIIV — это мощный и надежный моноблок, идеально подходящий для портретной, фэшн и предметной съемки. Его ключевые характеристики:
ХарактеристикаОписаниеМощность600 Дж (Ведущее число 106)Длительность импульса1/2000 – 1/800 сВремя перезарядки~1 сек. на полной мощностиСистема управленияВстроенная беспроводная система Godox 2.4G XМоделирующий светСветодиодная лампа 30 ВтКреплениеУниверсальный байонет Bowens
Освоение портрета начинается с понимания пяти основных типов света и классических схем.
Рисующий свет — основной источник, формирующий светотеневой рисунок и объем фигуры.
Заполняющий свет — дополнительный источник, смягчающий тени и снижающий общую контрастность. Он помогает добиться большей детализации в темных областях и сделать портрет более естественным.
Контровой свет — источник, расположенный сзади модели, который отделяет ее от фона, подсвечивая контуры.
Фоновый свет — используется для освещения и создания акцентов на заднем плане.
Модификаторы света — софтбоксы, октобоксы, зонты и портретные тарелки, которые преобразуют жесткий свет в мягкий и рассеянный.
| Название схемы | Описание и техника | Рекомендуемые модификаторы |
| «Рассекающий свет» (Split Lighting) | Драматичная схема, при которой лицо модели разделено на две равные части: одну освещена, другая в тени. Источник (Godox DP600 IIIV) устанавливается строго под 90 градусов к модели[citation:7]. | Рефлектор «тарелка» для более четкого перехода или небольшой софтбокс для смягчения. |
| «Короткий свет» | Источник света направлен на ту половину лица, которая находится дальше от камеры. Эта схема помогает визуально сузить лицо, придает портрету глубину и объем[citation:3]. | Октобокс (80-100 см) или портретная тарелка. |
| Классическая схема с тремя источниками | Рисующий свет под 45° спереди, заполняющий — ближе к камере для смягчения теней, и контровой — сзади для отделения от фона[citation:3]. | Рисующий — Октобокс 150 см, Заполняющий — Софтбокс Aputure Light Dome, Контровой — стрипбокс или рефлектор с сотами[citation:1]. |
Совет: Соотношение мощности рисующего и заполняющего света определяет контрастность. Соотношение 2:1 (рисующий ярче на одну ступень) дает мягкое освещение, а 4:1 и выше — более драматичное и жесткое.
При съемке видео, где люди обращаются к зрителю, ключевая задача — создать четкое, чистое и располагающее изображение.
Светодиодные панели и моноблоки идеальны для видео благодаря постоянному свету, регулируемой цветовой температуре и мощности.
Amaran 300C: Мощный полноцветный светодиодный моноблок с байонетом Bowens. Благодаря диапазону CCT от 2500K до 7500K и RGB-режиму он позволяет точно настроить свет под любую задачу.
Aputure Light Dome Mini/III: Софтбоксы для создания мягкого, обволакивающего света без резких теней, что критически важно для видеопортрета.
Эта схема отлично подходит для быстрой организации съемочного процесса.
Рисующий свет: Осветитель Amaran 300C с софтбоксом Aputure Light Dome устанавливается под углом примерно 45° к модели и выше уровня глаз. Это создает классический светотеневой рисунок.
Фон: Можно использовать естественный фон студии или однотонные ткани. Чтобы фон ушел в темноту, расположите модель подальше от него и следите, чтобы свет от рисующего источника не попадал на задний план.
Эта схема дает максимальный контроль над изображением.
Рисующий свет: Amaran 300C с софтбоксом, расположенный под 45°.
Заполняющий свет: Второй источник (например, Amaran 300C или менее мощный) или отражатель, расположенный с противоположной стороны ближе к камее. Его мощность должна быть значительно ниже, чтобы только смягчить тени, не создавая вторую.
Контровой свет: Узконаправленный источник (можно использовать Aputure Spotlight или рефлектор с сотами) позади модели, направленный на ее волосы и плечи. Это визуально отделит человека от фона и добавит картинке объем и глубину.
Используйте модификаторы: Софтбоксы, октобоксы и фрострамы делают свет мягким и приятным, что льстит коже лица.
Контролируйте тени: Резкие тени на фоне редко смотрятся хорошо. Чтобы избежать их, не ставьте модель слишком близко к стене.
Следите за бликами в глазах: Правильно поставленный источник света создает в глазах модели красивые блики («catchlights»), которые «оживляют» взгляд.
Экспериментируйте с углами: Небольшие изменения в положении источника могут кардинально менять настроение кадра. Не бойтесь пробовать.
Для лучшего понимания описанных выше схем рекомендую изучить визуальные примеры по запросам на Pinterest:
"Split lighting portrait"
"Three point lighting setup"
"Interview lighting setup"
"Rembrandt lighting photography"
"Softbox lighting techniques"
Овладение искусством постановки света — это непрерывный процесс обучения и экспериментов. Начните с простых схем с одним источником, чтобы почувствовать, как свет формирует объем и настроение, и постепенно переходите к более сложным setup.
В Белой Студии на Варшавском шоссе, 33с13 вы найдете все необходимое для практики: профессиональные моноблоки Godox DP600 IIIV, светодиодные панели Aputure и Amaran, а также широкий арсенал модификаторов — от портретных тарелок до октобоксов и софтбоксов. Творите с удовольствием!